Зачетох се покрай тая Болга в
пътеписа на нбн-Фидлан, багдадският посланик, обърнал "царя Балтавара, царя Булгара" в правата вяра.
От този пътепис се разбира, освен че реката са я наричали
Атиль, и още нещо любопитно. Ибн-Фидлан постоянно нарича царя на Волжска Булгария "цар на славяните", а
русите си имат друг, техен си цар и други, доста по-особени, обичаи. Който иска, да чете подробности, интересни са, даже много.
А че славяните от Волжска Булгария са били чисти българи най-много личи от следния обичай:
И если они увидят человека, обладающего подвижностью и знанием вещей, они говорят: "Вот этот имеет право, чтобы он служил нашему господину". Итак, они берут его, кладут ему на шею веревку и вешают его на дереве, пока он не кончится.
И действительно, рассказал мне переводчик царя, что некий синдиец остановился в этой стране и оставался у царя продолжительное время, служа ему. И был он ловок, понятлив. И вот, одна компания из них (жителей) захотела отправиться по их проездам. И вот, этот синдиец попросил разрешения царя отправиться вместе с ними. Он же (царь) запретил ему это. А он (синдиец) настаивал (в этом) перед ним, пока он не разрешил ему. Итак, он отправился вместе с ними в корабле. И вот, они увидели, что он подвижен, сметлив. Итак, они согласились между собою и сказали: "Этот (человек) превосходен для служения нашему господину, так отправимся же с ним к нему". Они следовали на своем пути мимо леса, и вот они ввели его (синдийца) в него (в лес), наложили на его шею веревку, привязали его на вершине высокого дерева, оставили его, и прошли (дальше).
Това за влагата е доста хитро прикритие.
Ни най малко не се учудвам как и защо е получило толкова сериозно разпространение.