«Трагедия повторилась»: чем могут обернуться для Boeing две катастрофы новейших лайнеров за полгода
14:46
Алексей Заквасин
Авиационные власти США обязали компанию Boeing внести изменения в систему управления новейшим самолётом Boeing 737 MAX 8, которая защищает лайнер от сваливания. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте Федерального авиационного управления Соединённых Штатов. Ведомство обратило внимание на сходство двух катастроф самолётов этой модели — в Эфиопии и Индонезии в октябре прошлого года. Представитель Boeing воздержался от ответа на вопрос RT, планирует ли американская корпорация проводить внутреннее расследование или проверку по факту инцидентов. При этом в Boeing отмечают, что готовы к сотрудничеству с надзорными органами. По прогнозу экспертов, компанию могут ожидать серьёзные репутационные и финансовые издержки.
«Трагедия повторилась»: чем могут обернуться для Boeing две катастрофы новейших лайнеров за полгода
Федеральное авиационное управление США обязало компанию Boeing внести изменения в систему управления новейшими узкофюзеляжными самолётами линейки Boeing 737 MAX, сообщается на сайте организации. Речь идёт о бортовом комплексе The Maneuvering Characteristics Augmentation System (MCAS), который защищает лайнер от сваливания.
Работы по усовершенствованию этой системы должны быть завершены не позднее апреля 2019 года. Кроме того, авиационные власти США обязали Boeing обновить несколько документов по обучению лётного экипажа и эксплуатации новейших самолётов.
В FAA заявили, что многое указывает на сходство авиакатастроф с участием Boeing 737 MAX 8 в Эфиопии и Индонезии, которые произошли 10 марта 2019 года и 29 октября 2018 года соответственно. В авиационном управлении США пообещали принять «немедленные надлежащие меры», если в результате расследования аварий будут выявлены проблемы с безопасностью самолётов.
Ранее Ассоциация бортпроводников США, объединяющая более 50 тыс. специалистов, призвала авиационные власти страны подключиться к расследованию обстоятельств крушения Boeing 737 MAX 8 в Эфиопии. Организация с тревогой констатировала, что за последние месяцы произошло два трагических инцидента с участием Boeing 737 MAX 8.
«Хотя мы не должны делать выводов, не изучив все факты, но после того, как уже второй самолёт этого типа потерпел катастрофу, регулирующие органы, компания-изготовитель, а также администрации авиакомпаний должны незамедлительно принять меры, чтобы снять имеющуюся озабоченность», — цитирует телекомпания CNN председателя ассоциации Сару Нельсон.
«Повременить с полётами»
Жертвами второй за минувшие полгода авиакатастрофы Boeing 737 MAX 8 стали 8 членов экипажа и 149 пассажиров из более чем 30 стран. Лайнер Ethiopian Airlines рухнул на землю через 6 минут после взлёта из аэропорта Аддис-Абебы. Все находившиеся на борту люди погибли. В числе жертв оказались трое россиян — инструктор по парашютному спорту Сергей Вяликов, а также сотрудники Сбербанка Александр и Екатерина Поляковы. Упавший самолёт находился в эксплуатации порядка четырёх месяцев.
«Судя по фотографиям с места крушения, Boeing развалился на множество небольших обломков. Такое происходит, когда машина находится в крутом пикировании, то есть входит в землю практически вертикально. О причинах трагедии говорить рано. Важнейший источник информации — это чёрные ящики, но, скорее всего, они будут сильно повреждены», — отметил в беседе с RT глава международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полётов» Сергей Мельниченко.
Сотрудники Сбербанка, чиновники ООН и итальянский археолог: что известно о жертвах авиакатастрофы в Эфиопии
Двое сотрудников Сбербанка погибли в катастрофе Boeing 737 авиакомпании Ethiopian Airlines. Эту информацию подтвердили в пресс-службе...
Авиакатастрофа в Эфиопии привела к частичной приостановке эксплуатации Boeing 737 MAX 8. Полёты на этом лайнере прекратили Ethiopian Airlines, британская компания Cayman Airlines, мексиканская Aeromexico, а также перевозчики из Китая и Индонезии. Власти Австралии временно запретили полёты Boeing 737 MAX над своей территорией.
«Поначалу в Ethiopian Airlines заявили, что у них нет сомнений в надёжности самолёта. Однако после приостановки эксплуатации со стороны Китая, а следом — компании с Кайманских островов, в Эфиопии также решили повременить с полётами», — рассказал Мельниченко.
Кроме того, под угрозой срыва оказались поставки Boeing 737 MAX во Вьетнам. 11 марта руководитель Управления гражданской авиации республики Динь Вьет заявил, что Ханой не будет принимать от местных авиакомпаний заявки на выдачу эксплуатационного сертификата на новые американские самолёты до выяснения причин аварии в Эфиопии. Предполагается, что до 2025 года Вьетнам должен получить 20 Boeing 737 MAX 8 и 80 Boeing 737 MAX 10.
В связи с трагедией в Эфиопии американская компания отложила на неопределённый срок запланированную на 13 марта презентацию широкофюзеляжного самолёта Boeing 777 X. Мероприятие должно было пройти в Сиэтле. Приостановку эксплуатации своих самолётов Boeing пока никак не комментирует.
В России единственным перевозчиком, который располагает Boeing 737 MAX 8, является S7 Airlines. Первый такой самолёт компания получила в октябре 2018 года. В ближайшие годы ей будут поставлены ещё около десяти лайнеров. На текущий момент S7 не собирается приостанавливать эксплуатацию Boeing 737 MAX 8.
«Специалисты авиакомпании внимательно следят за расследованием (крушения самолёта в Эфиопии. — RT) и находятся в постоянном диалоге с производителем. Пока никаких рекомендаций от Boeing о необходимости приостановки полётов на Boeing 737 MAX в авиакомпанию не поступало», — говорится в сообщении S7 Airlines.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в беседе с журналистами переадресовал вопрос эксплуатации Boeing 737 MAX 8 и закупок новых самолётов Министерству транспорта. В то же время он отметил, что ситуация с использованием американских лайнеров «действительно весьма актуальная».
Нуждается в совершенствовании
Ранее в пресс-службе компании Boeing сообщили RT, что на место крушения новейшего гражданского лайнера Boeing 737 MAX 8 в Эфиопии отправится группа специалистов. Эксперты будут оказывать техническую помощь сотрудникам эфиопского Бюро по расследованию авиационных происшествий и Национального совета по безопасности на транспорте (США), которые также будут работать на месте инцидента.
На вопрос, планирует ли Boeing проводить внутреннее расследование или проверку по факту крушения лайнера в Эфиопии, представитель компании заявил, что на данный момент ему «нечего добавить» к уже опубликованной информации в официальном Twitter авиастроителя. В то же время в пресс-службе Boeing подтвердили готовность ответить на все вопросы, возникающие у клиентов, партнёров и надзорных органов.
Менее чем за полгода до катастрофы в Эфиопии Boeing 737 MAX 8 потерпел крушение неподалёку от Джакарты. Лайнер авиакомпании Lion Air упал в Яванское море через 13 минут после взлёта. Жертвами трагедии стали все 189 человек, находившиеся на борту.
На текущий момент расследование аварии в Индонезии не завершено. Согласно предварительной версии, произошёл сбой в настройке датчика угла атаки. В результате бортовые компьютеры получали ошибочную информацию о положении носа самолёта относительно линии горизонта.
Детище американского производителя — Boeing 737 MAX 8 — один из новейших самолётов на рынке гражданской авиации. Первый полёт опытного образца состоялся 29 января 2016 года, а активно эксплуатироваться лайнер стал в 2017 году. Его главная особенность — новые двигатели LEAP-1B разработки компании CFM International, которые позволяют сократить расход топлива на 14%. Как уверяет Boeing, в процессе эксплуатации покупатель может дополнительно сэкономить более $100 млн.
«Выживших нет»: что известно о крушении пассажирского лайнера в Индонезии
Пассажирский самолёт авиакомпании Lion Air потерпел крушение и затонул около индонезийского острова Ява. Boeing 737 пропал с радаров...
По данным FAA, на сегодняшний день Boeing 737 MAX 8 числятся в парке 59 авиакомпаний по всему миру. По состоянию на март 2019 года было произведено 387 лайнеров. Как отметил Мельниченко, крупнейшим зарубежным эксплуатантом машины является Китай (около 70 лайнеров). Флот США насчитывает 74 машины. Общее число заказов на самолёты линейки MAX, по информации Boeing, составляет порядка 4,7 тыс. единиц.
В середине ноября прошлого года The Wall Street Journal со ссылкой на участников расследования крушения Boeing 737 MAX 8 сообщила, что Boeing мог не проинформировать эксплуатантов линейки 737 MAX об особенностях новой системы управления The Maneuvering Characteristics Augmentation System, которая, как теперь выяснили авиационные власти США, нуждается в совершенствовании.
Этот комплекс получает данные от датчиков угла атаки и скорости. Во время нештатной ситуации MCAS может резко опустить нос самолёта, в результате чего он оказывается в глубоком пике. Система отсутствует на предыдущих версиях семейства Boeing 737, и потому лётчики оказались не подготовлены к её эксплуатации, отмечает The Wall Street Journal.
В частности, представители FAA утверждают, что о наличии подобной функции не говорилось в пособиях и тренировочных материалах, которые предоставлял Boeing. В корпорации оставили без комментариев статью The Wall Street Journal.
«Boeing говорит, что линейка MAX мало чем отличается от предшественников, за исключением новых более экономичных двигателей LEAP-1B. Но именно их разработка и установка повлекли изменения в конфигурации крыла, винглетов (законцовок крыла), фюзеляжа и, видимо, в системе управления самолётом», — подчеркнул Мельниченко.
Как пояснил эксперт, на самолётах линейки MAX инженеры Boeing были вынуждены «поднимать новые двигатели выше», чтобы они не располагались в нескольких десятках сантиметров от земли. В результате изменилась аэродинамика лайнера.
«Виновата автоматика»
Авиационный эксперт Владимир Кормузов склоняется к мнению, что в обеих авариях Boeing 737 MAX 8 виновата «автоматика». В беседе с RT он предположил, что американская корпорация в погоне за прибылью могла выпустить на рынок машину с недоработанной системой управления и «букетом детских болезней».
«Невозможно оставить без внимания тот факт, что катастрофы в Индонезии и Эфиопии произошли во время набора самолётами высоты. При этом внятных объяснений от Boeing не поступало, хотя с момента аварии в Джакарте прошло почти полгода. И вот трагедия повторилась. Эту затянувшуюся паузу можно объяснить лишь тем, что Boeing опасается оглашения негативных для него выводов», — сказал Кормузов.
Мельниченко не исключает, что после катастрофы в Индонезии и Эфиопии родственники погибших подадут на Boeing в суд. По словам эксперта, тяжба обернётся для корпорации серьёзными репутационными и, возможно, финансовыми издержками. По этой причине Мельниченко предполагает, что Boeing может попытаться «уладить вопрос во внесудебном порядке путём выплат компенсаций».
«Я уверен, что Boeing устранит все нарушения, выявленные надзорными органами. Но главный фактор — это предпочтения пассажиров. Их невозможно заставить садиться в самолёт, на котором они боятся летать. Если по тем или иным причинам люди будут отказываться покупать билеты на линейку MAX, то у американской корпорации начнутся огромные проблемы. Под угрозой срыва окажутся очень крупные контракты», — предположил эксперт.
https://russian.rt.com/world/article/610319-boeing-katastrofy-efiopiya